С 1 июля 2019 года при расчетах за услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси водителю необходимо применять кассу (далее – ККТ) и выдавать клиентам кассовые чеки или бланки строгой отчетности.
Почему у водителей такси больше нет отсрочки в применении ККТ?
Согласно п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – Закон № 54-ФЗ) ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных этим федеральным законом.
Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» для отдельных видов предпринимательской деятельности и категорий налогоплательщиков была установлена отсрочка по применению ККТ до 1 июля 2019 года.
Согласно п. п. 1, 3 ч. 7.1 ст. 7 Федерального закона № 290-ФЗ к числу таких налогоплательщиков относились в том числе организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, предусмотренные пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ (оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг), и пп. 11 п. 2 ст. 346.43 НК РФ (оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом).
С 1 июля 2019 года вышеуказанная отсрочка действовать перестала, в связи с чем применение ККТ стало обязательным для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по перевозке пассажиров в легковом такси, в том числе применяющих специальные налоговые режимы.
В настоящее время не применять ККТ могут только две категории водителей:
1. водители, являющиеся индивидуальными предпринимателями и не имеющие наемных работников. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 июня 2019 года № 129-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» они как индивидуальные предприниматели без наемных работников, работающие в сфере услуг, вправе не применять ККТ до 1 июля 2021 года.
2. водители, являющиеся плательщиками налога на профессиональный доход в регионах, где он введен, в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)».
Ответственность за неприменение ККТ всеми остальными предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Обязательно ли покупать кассу для каждого автомобиля такси?
Нет, в соответствии с пп. 2 п. 5.6 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ при осуществлении расчетов за услуги такси разрешено использование онлайн-кассы вне места расчета.
5.6. Пользователи вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных), расположенную вне места совершения расчетов, в следующих случаях:
1) при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети Интернет) за реализуемый товар при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров (кроме случаев, указанных в пункте 5.1 настоящей статьи);
2) при осуществлении расчетов по месту выполнения работы и (или) оказания услуги, которые выполняются (оказываются) пользователем вне торгового объекта, торгового места, здания, строения, сооружения и их частей и (или) земельного участка, используемых пользователем для выполнения работ и (или) оказания услуг на правах собственности, аренды или иных законных основаниях;
3) при осуществлении расчетов в случаях, предусмотренных пунктами 5.8 - 5.10 настоящей статьи.
(п. 5.6 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ)
Это значит, что целый таксопарк может использовать одну удалённую ККТ при условии, что этот таксопарк зарегистрирован в качестве единого юридического лица / индивидуального предпринимателя.
Какие реквизиты обязательно должны быть в кассовом чеке при расчетах за услуги такси?
Перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать кассовый чек (БСО), установлен п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ, а также содержится в таблице 19 «Реквизиты, содержащиеся в кассовом чеке (БСО)» Приложения № 2 к Приказу ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию».
Каких-либо специальных реквизитов, которые должны быть в чеке, выдаваемом исключительно при расчетах за услуги такси, действующее законодательство не предусматривает. Тем не менее, при выдаче чека рекомендуем обратить внимание на следующие моменты:
1. Водитель такси не обязан выдавать пассажиру исключительно бумажный чек. В соответствии с п. 5.7 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ он вправе предъявить пассажиру QR-код чека с мобильного устройства либо направить чек на e-mail или телефон пассажира.
2. В качестве кассира (тег 1021) в чеке должно быть указано лицо, совершившее расчет с пассажиром и передавшее ему чек, то есть, водитель конкретного автомобиля такси. Указание в чеке в качестве кассира иного лица, например, бухгалтера таксопарка, является нарушением требований законодательства о применении ККТ. Реквизит «ИНН кассира» (тег 1203) для кассового чека в настоящее время обязательным не является в соответствии с таблицей 19 Приложения № 2 к Приказу ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@.
3. В качестве места расчетов (тег 1187) при расчете за поездку в такси в чеке можно указать марку автомобиля, его государственный либо бортовой номер либо любую другую информацию, позволяющую покупателю (клиенту) идентифицировать место расчета.