Как в гонке за большими продажами и высокой конверсией не нарваться на штрафы

21–22 мая 2025 года проходила масштабная выставка технологий для интернет-торговли ECOM Expo’25, в которой КОМТЕТ Касса вновь приняла участие. Директор по развитию сервиса КОМТЕТ Касса Марина Штанчикова выступила с докладом на тему «Как в гонке за большими продажами и высокой конверсией не нарваться на штрафы», в котором были рассмотрены все основные платежные методы, а также выявлены узкие моменты, где можно допустить ошибку при формировании чека и получить штраф по 54-ФЗ. Наша команда подготовила статью, в которой выделены основные тезисы и выводы выступления.

Стоит начать с того, что в этом году наблюдается увеличение активности в части контрольно-профилактических мероприятий, связанных с получением информации с контрольно-кассовой техники и формированием фискальных чеков. В контексте вышеизложенного напоминаем вам о существующих санкциях за несоблюдение 54-ФЗ.

Рассмотрим современные методы онлайн-оплаты, расскажем в каких случаях  в чеках могут быть допущены ошибки, способные повлечь штрафные санкции.

Использование нескольких платежных систем

Одним из способов повышения платежной конверсии в интернет-магазине является использование нескольких интернет-эквайрингов за счет наличия альтернативного варианта оплаты для покупателя. При возникновении сбоя в работе одного из шлюзов покупателю будет автоматически отображена другая форма, и оплата будет завершена успешно. Важно, чтобы каждая платежная система была интегрирована с онлайн-кассой и по каждому расчету был сделан фискальный чек, отправляемый в ФНС и покупателю на электронный адрес.

Чтобы соответствовать 54-ФЗ и не потерять чек при «переключении» эквайринга, лучше использовать CMS-модуль кассы. Он срабатывает при изменении статуса заказа на «оплачен» и вне зависимости от способа оплаты автоматически формирует чек. 

Также существует третий метод интеграции с онлайн-кассой — по API. 

Сервис КОМТЕТ Касса предлагает удобные методы интеграции через платежные системы, банковские интернет-эквайринги, модули для CMS и CRM, а также по API с поддержкой форматов фискальных данных ФФД 1.05 и ФФД 1.2.

PAY-методы: что важно знать

На сегодняшний день отечественный финтех предлагает большой выбор pay-методов для оплаты заказов: T-Pay, CберPay, Яндекс Пэй и др. Основными преимуществами pay-методов является мгновенная оплата без ошибок, без карты, без SMS. Клиент платит за 5 секунд — бизнес получает больше продаж плюс бесплатную лояльность; покупатель получает все кешбэки и бонусы от банка без дополнительных расходов со стороны интернет-магазина.

Основные нюансы для соответствия 54-ФЗ:

  1. Если pay-метод встроен в платежную систему, с которой уже выполнена интеграция с ККТ, производить дополнительных действий не нужно: все чеки по таким оплатам будут сформированы автоматически.

  2. Если pay-метод подключен как самостоятельный модуль (виджет), необходимо выполнить интеграцию с ККТ по API либо с помощью модуля интеграции для CMS. 

СБП: выгодно для бизнеса, но требует внимания

Система быстрых платежей (СБП) является наиболее выгодной для бизнеса: минимальные комиссии от 0,4 до 0,7 %, мгновенное зачисление средств, удобство для клиентов (оплата по QR-коду или номеру телефона). 

Существует два типа QR кодов:

  1. Динамический QR-код уже добавлен как дополнительный способ приема оплаты в        интернет-эквайринг, он генерируется при каждом конкретном платеже, содержит всю необходимую информацию для формирования чека (сумма, получатель, назначение платежа) и не требует отдельной настройки кассы.
  2. Статический QR-код можно получить в своем личном кабинете банка и отправить покупателю в личном сообщении. Такой код содержит только сведения о вашем расчетном счете, то есть деньги вы получите на расчетный счет, а чек придется сделать вручную. При этом вам будет необходимо указать место расчета — адрес установки ККТ и email/номер покупателя для направления электронного чека.

Для таких ручных чеков в личном кабинете сервиса КОМТЕТ Касса есть удобный конструктор электронных чеков для выполнения требований 54-ФЗ.

Также стоит отметить новую ступень развития СБП. C прошлого года компания 1С проводит внедрение функционала по выставлению ссылок на оплату по СБП в свои продукты. Выгода этого решения для бизнеса состоит в низком проценте комиссии, автоматической сверке статуса оплаты и автоматической выдаче электронного чека.

Сервис КОМТЕТ Касса одним из первых был интегрирован с 1С для автоматического формирования чеков по оплатам через СБП-ссылки. Момент, который нужно учесть при приеме платежа таким способом: адресом места расчета в чеке указывается адрес установки ККТ, так как подобные оплаты по ссылкам СБП считаются быстрой оплатой на расчетный счет. 

Платежные ссылки: где возникает риск

При продажах через мессенджеры или соцсети часто используется функционал платежных ссылок. Ссылка формируется в личном кабинете интернет-эквайринга, указывается позиция заказа и направляется клиенту в личном сообщении.

Нюанс, который стоит учесть, чтобы соответствовать 54-ФЗ. В интернет-эквайринге при регистрации необходимо создать «магазин» с указанием доменного имени. Из-за того, что этот шаг в некоторых интернет-эквайрингах нельзя пропустить, многие предприниматели на старте могут  указать выдуманное доменное имя — например, «site.net». Стоит учитывать тот факт, что этот домен автоматически будет попадать в фискальный чек, а это является нарушением 54-ФЗ.

 Для того, чтобы избежать штрафа, необходимо после регистрации кассы указать в наименовании магазина: адрес интернет-магазина, сайт-визитку (можно создать на бесплатном конструкторе), ссылку на соцсети или адрес, по которому находится ККТ.

BNPL: оплата частями 

BNPL (buy now pay later) становится все более популярным методом оплаты среди покупателей. В этом случае покупатель получает товар, а потом платит частями bnpl-сервису. Продавец в свою очередь сразу получает деньги от сервиса.

У предпринимателей часто возникает вопрос, сколько чеков должен сформировать интернет магазин при приеме оплаты через bnpl-сервис? Интернет-магазин должен сформировать один чек с признаком «полный расчет» на всю сумму покупки. 

Но если вы предоставляете  рассрочку от своего интернет-магазина, нужно сформировать столько чеков, сколько будет платежей. При этом первый чек будет содержать признак способа оплаты «передача в кредит»  или «частичная оплата и передача товара в кредит».

Работа с маркетплейсами: в каких случаях селлер должен сформировать чек на своей кассе?

В большинстве случаев маркетплейсы выступают как платежные агенты и формируют чеки за селлеров. Но есть случаи, когда продавец должен сформировать чек на своей кассе.

При изучении оферт крупных маркетплейсов были выявлены такие случаи:

  1. При оплате товара на маркетплейсе, а получении в розничной точке продавца. В данном случае маркетплейс пробивает чек предоплаты, а продавец — чек расчёта. 

  2. При возврате отдельных категорий товаров. Например, крупногабаритный товар — чек возврата делает продавец.

  3. При использовании маркетплейса как витрины. Оплату маркетплейс не принимает, покупатель оплачивает товар в точке продаж, и продавец выбивает чек.

В данной статье рассмотрены популярные методы, увеличивающие платежную конверсию и продажи, а также нюансы, которые нужно учесть, чтобы не получить штраф от ФНС.

У вас появились вопросы по поводу формирования чеков при использовании разных способов оплаты? 

Напишите нам в чате или через форму заявки ниже.