
Облачная касса и онлайн-касса: разграничиваем понятия
Часто представители бизнеса путают понятия облачной кассы и онлайн-кассы и ставят между ними условный знак равенства. Но это не совсем правильно.
Онлайн-касса – более широкое понятие. Оно относится к современным кассовым аппаратам, оснащенным фискальным накопителем (ФН), на который записываются данные обо всех операциях, проведенных на кассе. В таких аппаратах реализована возможность подключения к интернету, взаимодействия с системой маркировки Честный знак и отправки сведений в ФНС в режиме реального времени.
Онлайн-касса формирует чеки в соответствии с 54-ФЗ и направляет их в налоговую через оператора фискальных данных. Чек при этом либо выдается покупателю в бумажном виде, либо пересылается ему на номер телефона или адрес электронной почты.
Облачная касса – это разновидность онлайн-кассы. В ней также имеется фискальный накопитель и реализованы все функции, которыми обладает любая физическая онлайн-касса, с одним лишь отличием: предпринимателю не требуется покупать стационарный кассовый аппарат, облачная касса предоставляется ему в аренду как цифровая услуга, а само оборудование располагается в дата-центре поставщика услуг.
Облачная касса не выдает бумажные чеки, а формирует электронные. При этом она также обеспечивает полное соответствие требованиям 54-ФЗ.
Кто может использовать облачную кассу в 2025 году?
В Федеральном законе 54-ФЗ используется термин «касса, расположенная вне места совершения расчетов». Под этим названием имеется в виду именно облачная касса. Случаи, когда ИП или ООО разрешается использовать такой вид ККТ, строго определены статьей 1.2 54-ФЗ. В основном это ситуации, когда отсутствует прямой контакт между продавцом и покупателем или когда предпринимательская деятельность осуществляется вне стационарной торговой точки:
- при реализации товаров/услуг дистанционным способом;
- при реализации товара в рамках разносной торговли;
- при получении оплаты за услуги/работы на выезде;
- при получении оплаты от пассажиров в салоне транспорта;
- при получении оплаты за коммунальные услуги;
- при реализации товара через автоматические устройства расчетов.
Таким образом, облачная касса подходит для следующих форматов бизнеса: интернет-магазины и маркетплейсы, торговля товарами/услугами через сайты и социальные сети, курьерские службы, службы доставки, выездные специалисты, службы такси, транспортные компании, предприятия сферы ЖКХ (принимающие оплату удаленно), торговля через вендинговые аппараты и т.д.
В других случаях, когда продавец и покупатель контактируют напрямую в стационарном месте ведения торговли или оказания услуги (например, в магазине, салоне красоты, и т.д.) разрешается использовать только физические онлайн-кассы.
Как работает облачная касса?
Рассмотрим, как работает облачная касса, на примере сервиса КОМТЕТ Касса.
Облачная КОМТЕТ Касса выполняет ровно те же задачи, что и любая другая онлайн-касса. При получении платежа на кассе формируется фискальный чек, который уходит в ОФД и оттуда перенаправляется в налоговую службу. Чек предоставляется покупателю на абонентский номер или адрес электронной почты, что соответствует требованиям 54-ФЗ.
При реализации маркированных товаров облачная КОМТЕТ Касса взаимодействует с системой маркировки товаров. Предприниматель может воспользоваться расширенным функционалом личного кабинета сервиса и в момент формирования чека полного расчета проверить товар по разрешительному режиму в соответствии с требованиями Честного знака, после чего сформировать правильный чек.
Сервис КОМТЕТ Касса имеет готовые модули интеграции с популярными системами товарного учета и CMS-системами (1С, AlfaCRM, Insales, Мой Класс и т.д), а также со многими поставщиками услуг интернет-эквайринга (СберБанк, Т-Банк, PayAnyWay, ЮКасса и др.). Такие интеграции упрощают процесс фискализации онлайн-платежей.
Клиенту сервиса назначается персональный менеджер, который сопровождает его на всех этапах от подбора тарифа, настройки интеграций и регистрации кассы в ФНС до ответа на любые вопросы в последующем. Обслуживание кассы также осуществляется специалистами сервиса.
Какие преимущества имеет облачная КОМТЕТ Касса?
- Омникальная связь с техподдержкой. Возможность быть на связи с командой облачного сервиса, отправлять вопросы и получать оперативные ответы по применению облачной кассы.
- Обслуживание кассы специалистами сервиса. Нет необходимости вызывать технического специалиста в случае неисправности, любые проблемы отслеживаются и устраняются в считанные минуты.
- Удобные интеграции с товароучетными системами, CMS-системами и сервисами интернет-эквайринга.
- Брендированные чеки. Создание собственного дизайна чека в качестве дополнительного рекламного инструмента.
- Возможность одновременной работы нескольких сотрудников на одной кассе.
- Подключение нескольких интернет-магазинов к одной кассе.
Как подключить облачную КОМТЕТ Кассу?
Для регистрации облачной КОМТЕТ Кассы в налоговой необходимо иметь ЭЦП. После получения ЭЦП достаточно связаться со специалистами сервиса, которые помогут пройти через все этапы подключения и настройки облачной кассы:
- зарегистрируют вас в личном кабинете сервиса и подключат тестовую кассу для ознакомления с функциями сервиса абсолютно бесплатно;
- помогут выбрать тариф, подходящий для вашего формата бизнеса;
- произведут регистрацию кассы в ФНС по удаленному доступу;
- подключат ОФД на ваш выбор (возможно бесплатное подключение партнерского ОФД);
- настроят все необходимые интеграции;
- ответят на все вопросы и будут сопровождать вас на протяжении всего срока пользования сервисом.

