Как продавать маркированный товар согласно разрешительному режиму через маркетплейсы?

Сегодня самыми крупными и всем известными товарными маркетплейсами России являются Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркет, М.Видео-Эльдорадо, Лемана ПРО, Lamoda, Все инструменты, Магнит Маркет, и другие. Товарные маркетплейсы привлекают сотни тысяч селлеров со всей России. После запуска в России системы маркировки товаров и разрешительного режима маркетплейсы и селлеры, как любые другие участники оборота маркированного товара, обязаны соблюдать требования Честного знака.

При этом у каждого селлера возникают вполне резонные вопросы: кто несет ответственность за оборот маркированного товара, кто и как должен вводить товары в оборот и выводить их из оборота и кто будет нести ответственность в случае нарушения?

Разберемся в этой статье.

Участник оборота маркированных товаров (УОТ): селлер или маркетплейс?

Ранее в статье Интернет-магазины и разрешительный режим мы выяснили, кто такие участники оборота маркированных товаров (УОТ) и каковы их обязанности. Напомним, что УОТ — это юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в системе «Честный знак» и осуществляющее производство, импорт, хранение, продажу или иные действия с маркированной продукцией. Участников оборота товаров можно подразделить на три условные группы: производители и импортеры; оптовые компании и дистрибьюторы; розничные продавцы, комиссионеры и агенты. И у каждой из этих групп УОТ есть свои обязанности в рамках оборота маркированной продукции:

Является ли селлер УОТ и какие обязанности он несет в рамках оборота маркированных товаров? Да. Любой селлер является УОТ, ведь он розничный продавец, а возможно, еще и производитель или импортер товаров. Он несет все обязанности, перечисленные в таблице выше, в зависимости от своего места в цепочке движения маркированного товара. Однако, когда в процесс вступает маркетплейс, некоторые обязанности по обороту маркированной продукции могут быть переданы ему. Все нюансы такого взаимодействия мы рассмотрим ниже.

Является ли маркетплейс УОТ и какие обязанности он несет в рамках оборота маркированных товаров? Маркетплейс может быть, а может не быть участником оборота маркированных товаров. Это зависит от схемы взаимодействия между селлером и маркетплейсом. Если маркетплейс осуществляет только доставку товара или используется продавцом в качестве витрины, он УОТ не является, если же он выступает в качестве агента селлера, он принимает на себя некоторые обязанности по обороту маркированных товаров.

Важно, что при поступлении на склады маркетплейса или при отгрузке покупателю через маркетплейс товар должен быть уже промаркирован. Убедиться в этом — обязанность селлера. Производителям и импортерам придется заказать коды самим через личный кабинет «Честного знака» и ввести их в оборот, а любому другому УОТ — получить промаркированный товар от предыдущего УОТ, принять коды маркировки через ЭДО и проверить их правильность.

А вот что делать дальше и как вывести товар из оборота, зависит от того, какую схему взаимодействия использует селлер и маркетплейс.

Какие существуют схемы взаимодействия между селлером и маркетплейсом и кто будет нести ответственность за оборот маркированных товаров по каждой из таких схем?

Как правило, маркетплейсы предлагают три варианта сотрудничества с селлерами: FBO (fulfillment by operator), FBS (fulfillment by seller) и DBS (delivery by seller). Последний вариант может называться realFBS или Витрина. Рассмотрим их отдельно и расскажем, как по каждой из них распределяются обязанности по обороту маркированной продукции между продавцами и маркетплейсами.

Первый вариант — работа по FBO. Это схема, при которой продавец отправляет свою продукцию на склады маркетплейса, и последний, в свою очередь, самостоятельно организует весь процесс логистики. При этом селлер формирует УПД и передает коды маркировки маркетплейсу посредством электронного документооборота (ЭДО). Принимая УПД, маркетплейс становится участником оборота маркированных товаров. Он действует как агент, принимая от продавца информацию о кодах маркировки и выполняя обязанности по выводу товаров из оборота. 

Так как при выводе товаров из оборота маркетплейс использует ККТ, действует разрешительный режим, и маркетплейс проверяет товар по разрешительному режиму в момент сборки заказа. Результаты и сведения о проверке вносятся в базу данных для последующего формирования фискального чека. В момент передачи товара покупателю маркетплейсом создается чек с признаком «полный расчет», куда включают полученный от селлера код маркировки, факт и время проверки. Поскольку маркетплейс осуществляет операции от лица продавца, он обязан включить в фискальный чек его реквизиты (ИНН и наименование).

Второй вариант — работа по FBS или DBS. На FBS хранение и сборку продукции осуществляет селлер, а функции доставки выполняет маркетплейс. На DBS селлер использует маркетплейс как витрину для своего товара, но при этом хранит продукцию на собственном складе и самостоятельно занимается доставкой. В этом случае маркетплейс не является УОТ, и ответственность за оборот маркированных товаров несет непосредственно продавец. 

Так как ККТ не используется при выводе товара из оборота, участник подпадает под действие исключения согласно п.3 ППРФ от 21.11.2023 №1944, поэтому разрешительный режим не применяется. Селлер осуществляет подачу сведений напрямую через личный кабинет «Честного знака»/API и выводит товар из оборота по причине «дистанционная продажа». Это нужно сделать в течение трех рабочих дней после отгрузки товара со склада, но не позднее его доставки покупателю. Оборот маркированной продукции завершен. Маркетплейс как платежный агент формирует чек, но в нем не указываются ни код маркировки, ни результаты проверки, поскольку проверка по разрешительному режиму в этом случае не требуется, однако согласно 54-ФЗ, указываются реквизиты продавца.

При этом, работая по схемам FBS или DBS, селлер вправе делегировать обязанность передачи сведений о перемещении промаркированных товаров в информационную систему «Честный знак» маркетплейсу или курьерской службе. И это будет третий вариант взаимодействия — работа по FBS или DBS с делегированием.

Подача сведений о выводе товара из оборота будет осуществляться маркетплейсом с использованием ККТ, а значит, будет применяться разрешительный режим. Но! Маркетплейс не становится УОТ, и ответственность за выполнение требований разрешительного режима ложится на селлера. Ответственность другой стороны будет ограничена условиями гражданско-правового договора, который будет заключен между селлером и маркетплейсом/курьерской службой. Если в фискальном чеке маркетплейса не будет факта и даты проверки маркированного товара, ответственность за нарушение будет нести продавец.

Проверить товар по разрешительному режиму можно двумя способами: 

  1. До отправки заказа продавец сам проверяет маркированные товары, сохраняет код вместе с датой и результатом проверки в своей учетной системе (или ином ПО), а потом передает эти сведения маркетплейсу для добавления в чек.
  2. Перед тем, как отправить товар покупателю, селлер передает код маркированного товара маркетплейсу, который сам проверяет маркированный товар по разрешительному режиму и добавляет обязательную информацию в чек.

При передаче товара покупателю маркетплейс формирует фискальный чек «полный расчет» с указанием даты, времени и результата проверки, а также реквизитов поставщика. Товар выводится из оборота.

Когда селлеру нужна касса?

Как мы видим, в большинстве случаев селлеру не нужна касса, фискальные чеки формирует маркетплейс. Однако есть случаи, когда селлеру нужно сформировать чек через свою кассу. 

При изучении оферт крупных маркетплейсов были выявлены такие случаи:

  1. При оплате товара на маркетплейсе, а получении в розничной точке продавца. В данном случае маркетплейс пробивает чек предоплаты, а продавец — чек расчёта. 

  2. При возврате отдельных категорий товаров. Например, крупногабаритный товар — чек возврата делает продавец.

  3. При использовании маркетплейса как витрины, когда оплату маркетплейс не принимает, покупатель оплачивает товар в точке продаж, и продавец выбивает чек.

Подробнее мы рассматривали такие случаи в статье Как в гонке за большими продажами и высокой конверсией не нарваться на штрафы

Если вы являетесь УОТ и несете ответственность за формирование фискальных чеков в рамках оборота маркированных товаров, вы можете воспользоваться сервисом КОМТЕТ Касса. КОМТЕТ Касса поддерживает все теги, необходимые для учета оборота маркированной продукции. Мы предоставляем возможность интеграции по API, а также доступ к удобному личному кабинету, в котором можно провести проверку товара по разрешительному режиму и сформировать чеки в соответствии с требованиями ФНС и Честного знака.

Чек-лист для селлера: как обезопасить себя при продаже маркированных товаров через маркетплейс

  1. Убедитесь в том, что на ваш товар нанесены коды маркировки.

  2. Проверьте, по какой схеме вы взаимодействуете с маркетплейсом: FBO, FBS или DBS.

  3. При необходимости заключите допсоглашение с маркетплейсом/курьерской службой о передаче кодов маркировки и проверках по разрешительному режиму.

  4. В случае, если маркетплейс не будет выступать вашим платежным агентом, установите кассу. 

  5. Еженедельно сверяйте данные в личном кабинете Честного знака по выбытию кодов маркировки.

В заключение хотим напомнить, что следить за порядком выбытия маркированных товаров нужно не только на старте продаж на маркетплейсах, но и при изменении модели работы, например при переходе с FBO на FBS.